Распределённые команды и целые офисы на удалёнке — таковы реалии 2020-го года. Командообразующие активности, корпоративы и тимбилдинги тоже перекочевали в онлайн вслед за рабочими процессами.

Про 12 самых популярных механик онлайн-тимбилдинга можно почитать в этой статье. Здесь же мы осветим основные моменты, которые важно учесть при подготовке внутрикорпоративного онлайн-мероприятия и возможные «узкие места».

Цели онлайн-тимбилдинга

Подготовка любого мероприятия начинается с целеполагания. Базово цели тимбилдинга и в онлайн, и в офлайн одинаковые: формирование корпоративной культуры, повышение вовлеченности, командообразование.

В 2020-м появились и специфические цели, связанные с экстренным переходом компаний на удалённую работу.

Союз провайдеров тимбилинга России провел опрос среди своих корпоративных заказчиков о проблемах, которые сегодня решают HR-подразделения компаний. И вот что волнует компании в первую очередь:

Сотрудники не готовы к изменениям и боятся их

Рабочие задачи меняются, бизнес-процессы трансформируются, мир вокруг нестабилен и непредсказуем. Не все сотрудники могут легко справляться с переменами и стрессом, который они вызывают.

Сотрудники бояться показаться неэффективными и стать безработными

В офисе хорошо видно, кто из коллег пашет, а кто чаи гоняет. А как быть на удалёнке? С одной стороны, сотрудники переживают, что их работу могут счесть неэффективной или ненужной. С другой стороны, HR-специалисты хотят понимать, насколько сотрудники вовлечены и продуктивны, когда работают из дома.

Сотрудники испытывают нехватку внерабочих коммуникаций

Члены распределённых команд намного больше и чаще общаются с коллегами, но это всё — разговоры по работе. Сотрудники скучают по приятным беседам у кофе-пойнтов и неформальному общению.

Сотрудника сложно провести границу между рабочим и личным временем

Некоторые сотрудники на удалёнке чувствуют себя на работе 24 часа в сутки, другие, наоборот, не могут сосредоточиться на рабочих задачах, когда вокруг столько отвлекающих факторов.

Сотрудникам сложно перестроить коммуникации полностью в онлайн

Несмотря на месяцы изоляции, далеко не все смогли приспособиться к коммуникациям в онлайн-формате. Вопросы, которые раньше решались за пять шагов до соседнего стола, теперь занимают два «зума» и десятки сообщений в чатах.

Решение всех этих проблемных вопросов лежит в плоскости онлайн-тимбилдинга, который может научить работать в условиях неопределенности, помочь преодолевать страх и неуверенность и дать пространство для нерабочих коммуникаций.

Главное — чтобы это был осмысленный процесс, а не разовая активность.

«Тимбилдинг — это не только и не столько конкретное мероприятие, сколько процесс по формированию команды или системы команд, который должен идти в каждой компании безостановочно. Мероприятия — это только реперные точки, где можно что-то проверить, расширить или скорректировать»

Михаил Климанов, агентство смелых решений «Мы»

Принципы эффективного тимбилдинга в онлайн

После того как определены цели и задачи, можно перейти к определению формата. На рынке уже существует много готовых продуктов от специализированных агентств.

Но какой бы формат не выбрала организация, есть несколько принципов, общих для всех форматов:

Динамика

Онлайн-формат требует больше внимания к визуальной и звуковой составляющей. Удерживать внимание и вовлекать участников, сидящих перед экранами, сложнее, чем при живом общении.

banner_1-5

Вовлечение

Второй принцип онлайн-тимбилдинга — максимум вовлеченности участников. Коммуникация должна быть двусторонней, а у сотрудников должен быть инструмент влияния на контент. Это стоит учитывать при выборе платформы для мероприятия.

Ключевым в тимбилдинге является создание эмоциональных воспоминаний. Так устроен наш мозг — мы усваиваем то, что вызывает у нас эмоции. Проблема онлайн-формата в отсутствие как такого эмпирического опыта и тактильности. Это должно компенсироваться качественной картинкой и динамикой

Игорь Иванов, Dr Team

Адаптация и персонализация

При всем многообразии типовых механик онлайн-тимбилдинга, залог его эффективности —  в адаптации под задачи и специфику конкретной компании. Здорово, если есть возможность брендировать виртуальную площадку, но гораздо важнее — включить в сценарий какие-то резонансные инсайты и внутрикорпоративные «фишки».

Харизматичный ведущий

Для онлайн харизма и энергетика ведущего даже важнее, чем для офлайн. Далеко не каждый, даже опытный, ведущий живых событий может «зажигать» и вдохновлять аудиторию у мониторов. Вести прямой эфир, удерживая внимание участников, — особый навык, наличие которого у ведущего – musthave успешного онлайн-тимбилдинга.

Неформальное общение и узнавание друг друга

Самое ценное в тимбилдинге — возможность познакомиться с коллегами в неформальной обстановке, узнать друг друга лучше. Обычно при очных мероприятиях это происходит как бы само собой, в ходе непринужденного общения. В онлайн среде люди более закрыты — вряд ли участники захотят просто так писать друг другу личные сообщения, чтобы поболтать. Неформальными коммуникациями в онлайн тоже нужно управлять, и этот момент должен быть отражен в сценарии и в используемых инструментах, таких как приложение для мероприятия.

Доверие выстраивается на узнавании людьми друг друга. Если ты человека не знаешь — он для тебя чужой, а чужое вызывает отторжение. А если узнаешь о нем что-то, то и доверия больше. В офлайн и онлайн эти механизмы одинаковые. Яркие эмоциональные моменты контактов, полученные во время совместных мероприятий, остаются в качестве фундамента доверия в команде.

Миша Иванов, «Узнавайзинг»

Простота технологий

В онлайн-формате и так слишком много новизны и нестандарта, чтобы еще нагружать участников сложным подключением и настройкой. Чем проще и удобнее участнику подключиться к событию в онлайн, тем лучше. Подробные инструкции и простые алгоритмы помогут сгладить стресс от непривычного формата.

Перестраховка

Самая большая беда онлайн-форматов — зависимость от технологий. Простая предусмотрительность поможет снизить риски. У вас всегда должен быть дублирующий канал интернет-доступа, запасной ноутбук, запасная гарнитура и план действий на случай неисправности оборудования или перебоев с интернет-соединением. Ну и конечно, надёжность используемой платформы для мероприятия должна быть гарантирована.

Материал подготовлен по материалам онлайн-встречи проекта Event-Терапия «Корпоративные мероприятия: новые ресурсы»

Ещё по теме: 12 самых популярных сценариев онлайн-тимбилдинга.

banner-2-4