Зачем компаниям развивать комьюнити сотрудников и где это лучше делать?

То, что корпоративное комьюнити и неформальные связи внутри коллектива делают сотрудников более эффективными и креативными — секрет полишинеля.

Первыми целенаправленно создавать пространства и условия для формирования корпоративных сообществ стали компании из ИТ-сферы. Именно в Силиконовой долине впервые появились офисы в стиле современных Open Space, с мини-переговорками, уютными кофепойнтами для обсуждений, обмена знаниями и опытом. Открытые пространства здесь были уже не для экономии места, а для сплочения команды и рождения новых идей из случайных разговоров и обсуждений.

Оказалось, что инвестиции в создание атмосферы «креативного муравейника» гораздо больше способствует созданию новых продуктов, чем KPI и метод «кнута и пряника».

Кроме того, создание комьюнити сотрудников решает другую важную задачу — удержание ценных кадров в условиях растущей конкуренции за таланты. Успешную практику подхватили и другие сферы — от банков до промышленных предприятий.

Офис Google 

Виртуальный open space

Но вот случилась пандемия, сотрудники из open space ушли на удалёнку и оказалось, что одного только дизайна офиса мало для комьюнити. И если в той же ИТ-сфере работе с распределенными командами учились последние несколько лет и наработали определенные практики, для других отраслей удалёнка стала настоящим вызовом.

Как мониторить и поддерживать «моральный дух» коллектива на хоум-офисе? Как выстроить работу команд? Как обеспечить обмен опытом и идеями? Как помочь сотрудникам не загонять себя до выгорания, но и не расслабляться слишком вдали от глаз начальника?

В условиях, когда нет физического пространства, объединяющего сотрудников, встал вопрос о создании пространства виртуального. Понадобилась онлайн-площадка для общения сотрудников.

Корпоративные комьюнити в онлайн

Первое что приходит на ум, когда речь заходит о комьюнити в онлайн — социальные сети и чаты в мессенджерах. Для внешних коммуникаций — взаимодействия между собой клиентов и пользователей — это, пожалуй, лучший вариант. Но не для внутрикорпоративных комьюнити.

Возможно, для небольших семейных компаний, чата в телеграмме или группы в вконакте и будет достаточно. Но для бизнеса численностью больше 20 сотрудников это однозначно не вариант.

Чем плохи Viber, WatsApp и Telegram

Чаты на большое число участников быстро превращаются в помойку, где невозможно ничего найти. Из-за этого они начинают самопроизвольно плодиться и почковаться. И вот уже у сотрудника с десяток разных чатов: «PR-отдел», «PR-отдел без начальства», «Коля, Петя, Катя», «Флуд и треп» и т.п., где еще сложнее что-то найти.

Кроме того, что это совершенно неконтролируемый и неуправляемый канал коммуникации, чаты в мессенджерах еще и знатные пожиратели рабочего времени.

Ведь кроме рабочих чатов, там еще и десятки «левых», на которые постоянно переключается внимание. Не зря один из самых распространенных советов по повышению эффективности — отключить уведомления мессенджеров.

Почему соцсети еще хуже

Соцсети на роль виртуальной площадки для корпоративных комьюнити подходят еще меньше. И даже не столько из-за постоянного отвлекающего фактора (хотя и это тоже), сколько из-за нарушения баланса между личной жизнью и работой.

Соцсети не позволяют создать отдельный профиль для рабочих вопросов, а делиться деталями своей личной жизни с коллегами хотят далеко не все.

Остается — делать собственную закрытую площадку на базе специализированных решений для бизнеса.

Какой должна быть площадка для внутрикорпоративного онлайн-сообщества?

Компании, которые задумываются над площадкой для внутреннего комьюнити, как правило, ожидают от нее соответствия следующим требованиям:

  • Приватность (защита информации и персональных данных от несанкционированного доступа);
  • Кастомизация (чем больше возможностей для настройки под стиль и задачи компании тем лучше, начиная от брендинга, заканчивая определением списка полей в профилях участников);
  • Наличие инструментов вовлечения, аналогичных мессенджерам.

Последний пункт этого списка объяснят почему корпоративный web-порталы, которые есть у многих крупных компаний, — не лучший вариант для комьюнити.

Они хороши как база знаний и архив справочной информации, но из-за отсутствия уведомлений общение в них идет вяло. Web-порталы как и корпоративный форумы морально устарели в эпоху, когда 70% трафика идет с мобильных устройств, а основное онлайн-общение идет в мобильных приложениях.

Комьюнити в смартфонах

Современные люди проводят глядя в экран смартфона почти 3 часа в день. И большинство (более 80%) этого времени приходится на мобильные приложения. Это объясняет почему компании так хотят попасть в смартфоны сотрудников.

Кто-то выбирает корпоративные мессенджеры (Slack, Hangouts Chat, Jubber), а кто-то делает собственные приложения, где мессенджер только одна из возможностей.

Мы в Ивентишес с 2013 году делали приложения для мероприятий, в том числе и для внутрикорпоративных. Обычно такие приложения живут в течение пары недель до, во время и после ивента. Но были и исключения, когда организаторы просили оставить и поддерживать приложение и дальше, чтобы сотрудники могли продолжить общение.

Сейчас же, когда на смену корпоративным конференциям в отелях пришли коммуникациям в онлайн, запросы на приложения — коммуникационные платформы вообще стали основными.

В такой платформе онлайн-трансляции корпоративных мероприятий — только одна из функций, а основное — общение между сотрудниками в формате закрытой соцсети или корпоративного мессенджера.

Заменят ли корпоративные приложения для сотрудников open space? Вряд ли. Но онлайн-комьюнити точно поможет объединять вокруг общего дела и общих ценностей сотрудников, которые не могут встретиться лично и расширить возможности живого общения.

Первоначально статья была опубликована в журнале «Пресс-служба», июль 2020

banner-2-4