Обеспечение безопасности на массовых мероприятиях — важная задача, от качества исполнения которой может зависеть здоровье и жизни людей, имидж города и даже страны. Но далеко не все организаторы понимают важность такой работы и зачастую экономят на безопасности, выделяя бюджет по остаточному принципу.

Давайте развеем часть мифов и узнаем, какой подход является правильным.

На что организаторам массовых мероприятий следует обратить внимание в первую очередь

При организации массовых мероприятий необходимо учитывать несколько аспектов:

1. Дата, в которую планируется проведение мероприятие

Например, это может быть знаковая дата, в которую планируется городское мероприятие или масштабное шествие. В подобные дни может быть организовано особое транспортное движение, перекрыты улицы, возможны массовые скопления людей на улицах и другие условия, которые нужно будет учесть.

2. Место проведения и логистика

Предназначенные для этого сценария и объема мероприятия, которое запланировано.

При выборе места необходимо учесть особенности мероприятия, особенности локации и транспортную доступность.

Расскажу на примере. Сибур Арена. Концерт «Камеди клаб». Основная масса зрителей приехала на машинах. Парковка там не очень большая. Она не была организована. Организаторы не прислушались и не уделили этому вопросу должное внимание. Мероприятие длилось 1,5 часа, а вот выезжали люди оттуда 3 часа.

В следующий раз организатор на этой же площадке обратился в компанию, которая разработала логистику, организовали парковочные места и транспортно-логистические узлы: въезд, знаки и так далее. В итоге уехали все через 40 минут.
Вот разница: одно и то же место, один и тот же организатор, а временная вилка оказалась значительной.

Ещё один пример. Спортивно-концертный комплекс. Концерт. Начался чуть позже, что нередко случается, но из-за этого программа пошла не по плану. Всё закончилось ближе к 23 часам, а не в 22. Плохо была организована гардеробная служба. А мероприятие было зимой. Около полутора часов выдавали одежду. И многие вышли ближе к полуночи. И получилось, что метро уже закрыто, переходы закрыты, и многотысячная масса людей оказалась без возможности комфортно, как они рассчитывали, добраться до дома.

Это повлекло за собой неуправляемый непросчитанный риск. Такси начали дорожать и их не хватало. Сотрудники полиции и ГИБДД — такой вот нестандартный ход — начали просить проезжающие мимо машины взять людей с собой и отвезти их в какой-то другой ближайший микрорайон, чтобы разбить такую толпу.

Криминогенная обстановка тоже обострилась, потому что после концерта все были сначала на позитивной ноте, потом раздражительной, и в итоге начались конфликты.

У нас существует формула: 70/20/10. 70% — это подготовительно-расчётные мероприятия, расчёт рисков, подготовка вариантов реагирования, если что-то пошло не так. 20% — это сам монтаж, мероприятие, демонтаж. 10% — закрытие оставшихся вопросов после мероприятия, подведение и фиксация итогов (положительных и отрицательных).

Когда была разработана система на этой же площадке (коридорная система, клапанная система), проблем на входе удалось избежать, применяя технологические расчетные алгоритмы, которые были просчитаны заблаговременно. Они оказались чуть дороже для организатора, но зато не было много лет никаких проблем в дальнейшем.

3. Время

Нужно учитывать, сколько времени остаётся до мероприятия и успеет ли организатор провести всю подготовку. Для массовых мероприятий требуется много согласований с разными структурами, и они могут занять гораздо больше времени, чем может показаться на первый взгляд. Иногда несвоевременная подача документов приводила к срыву мероприятия.

4. Финансы

Нужно чётко просчитать, хватит ли финансов, распланировать бюджет на все категории расходов и учесть непредвиденные обстоятельства. С бюджетом в обрез готовить мероприятие очень рискованно. Нужно просчитать все возможные риски и цену таких рисков. Недостаток финансовых ресурсов может уничтожить хороший и достойный проект.

5. Команда

Нужно обращаться к профессионалам, к специалистам, у которых есть опыт проведения профильного мероприятия. Непрофессионализм может очень дорого обойтись. Самый страшный враг в культурно-массовых мероприятиях — это дилетанты. Соответственно, безопасность номинальная (для галочки).

6. Учесть, что будет проходить на прилегающей территории вокруг этого адреса

Зачастую бывает, что спланировали хорошее место, но рядом начинают копать дороги, класть асфальт, проходит какой-нибудь велопробег или массовое шествие, и люди просто физически могут не попасть на это мероприятие вовремя, как было запланировано.

7. Погодные условия

Если мероприятие планируется на открытом воздухе, то стоит мониторить погодные условия. Летом может быть дождь, ветер, ураган. Зимой может быть снегопад, природные нестандартные климатические условия.

В моей практике несколько мероприятий крупномасштабных были сорваны именно из-за погодных условий.

8. Определить контингент посетителей

Существует несколько категорий, которые несут свои особенности, риски и требуют от организатора учитывать их:

  • Малыши
  • Дети
  • Подростки
  • Молодёжь
  • Пожилые

Исходя из особенностей каждой категории, возможны свои риски, от них будет зависеть, какие меры готовности необходимо принять при подготовке к мероприятию.

Ответственность организатора в вопросах о безопасности

В России нет закона по безопасности культурно-массовых мероприятий. Есть ряд распоряжений, приказов, нормативных документов, которые обозначают необходимый объем задач, которые должен выполнить организатор. Но для культурно-массовых мероприятий общего свода не существует. Это факт.

Во многих больших городах мэрия принимает свои внутренние постановления и определяет требования к организации массовых мероприятий. Они несовершенны и лишь частично выполняют свою функцию.

Мы проводили анализ федеральных законов и местных законов. Картина плачевная. За исключением спортивных мероприятий. В рамках Олимпиады власти вынуждены были принять именно федеральный закон по безопасности спортивных мероприятий, где прописаны и требования, и алгоритмы и кто за что отвечает.

Также есть статья 238 УК РФ. А именно: оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Для работы на массовых мероприятиях подходят только сотрудники с устойчивой психикой, способные правильно взаимодействовать с толпой.

Как организатору обеспечить безопасность на мероприятии и выбрать сотрудников по безопасности

Во-первых, при подготовке мероприятия необходимо из команды организаторов выделить отдельного компетентного человека, который будет отвечать за блок по безопасности.

Если такого человека в команде нет, то нужно найти профессионала на стороне, заключить разовый контракт.

При выборе исполнителя по обеспечению безопасности в первую очередь необходимо учитывать масштаб мероприятия и количество участников. Одно дело работать на мероприятиях в несколько десятков или сотен человек, а другое — с многотысячной толпой. Здесь действуют другие принципы, другие технологии управления и решения задач.

Подобных спецализированных структур в нашей стране всего 5: наша компания ГАЛС, «Карат», СДС, «Сириус», «Девятка», «АН-Секьюрити».
Помимо квалифицированных кадров, подобные компании имеют специальное оборудование, спецодежду и всё, что нужно.

Для подготовки специалистов мы создали курс «Основы безопасности культурно-массовых мероприятий». Он заточен именно на тех людей, которые готовы работать на массовых мероприятиях с толпой. Мы учим, как себя вести, как стоять, на что смотреть, как реагировать, что нельзя делать ни в коем случае и так далее.

Из чего строится безопасность культурно-массовых мероприятий

Как правило, при грамотной организации массовых мероприятий доля бюджета, который необходимо потратить на безопасность, может доходить до 30-40%. В среднем, она составляет 10-15%. При этом на Западе нормой считается 25%. И это сумма не за охранников, а за комплекс безопасности.

Что входит в безопасность:

  1. Юридическая безопасность: правильное оформление договоров, чётко сформированные технические задания, зафиксированные документально.
  2. Экономическая безопасность: правильный расчет бюджета и всё, что связано с финансами и оплатой.
  3. Организационный блок. Получение разрешений на проведение массового мероприятия, целый блок согласований и документов.

В Санкт-Петербурге с организацией массовых мероприятий сложнее, чем, например, в Москве.

Случай из моей личной практики. Федеральный проект по всей России в рамках олимпиады — большие игры МегаФон. Мы провели его в 26 городах России на центральных площадях. Это была красивейшая серия проектов с нанотехнологическими штуками.

Мероприятия проходили в День города. Мы договорились, чтобы бюджет одного из регионов был направлен в Санкт-Петербург. Я около 70 согласований вынужден был получить. Причём мы всё делали бесплатно: вся техника, всё оснащение за наш счёт. В последний момент, когда уже стояла сцена, пришли чиновники и потребовали переместить сцену на несколько метров, потому что, по их мнению, не там она должна стоять.

Я много лет в этой профессии, коренной петербуржец, и такими мероприятиями занимаюсь с нуля, но после подобных ситуаций даже у меня почти навсегда пропало желание делать похожие проекты. Особенно, когда всё делаешь за свой счёт и получаешь такое отношение.

Мы (ГАЛС) совместно с СДС начинаем разработку нового продукта уже более высокого класса, который соберёт в себе наш концентрированный опыт, а совокупно на двоих это около 50 лет.

Мы все свои наработки соберём в единую точку. Это продукт для частных организаторов – «Альянс «А-360».

В нём будет 3 составляющих:

  1. Экспертиза (анализ рисков).
  2. Разработка правил и планов.
  3. Управление.

Часто за экспертизой к нам обращаются представители исполнительной власти. И если даже они приходят к нам за анализом, значит это того стоит, значит, есть востребованность в специалистах нашего уровня.

Мы начали работать, как я говорил выше, в условиях отсутствия единого закона. Мы знаем, как всё работает изнутри. И мы сами создаем часть закона. И мы реально умеем управлять.

Как я своих сотрудников обучал — сам вставал на пост, пробовал и смотрел. Понимал. После этого я ставил сотрудника на пост и инструктировал. И мы вместе работали. И только потом менял себя на сотрудника. Вот так я и мой коллега, Сергей Викторович Ракитин, раскручивались с нуля. Мы всегда всё сами делали руками и знаем всю внутрянку. Такого опыта в России практически ни у кого нет.

Курс «Основы безопасности культурно-массовых мероприятий» будет одним из элементов этого продукта.

22 года назад, когда мы с Сергеем Ракитиным встретились, в Санкт-Петербурге было более 2000 компаний, имеющих лицензию на охранную деятельность, было много массовых мероприятий. В 2001 году мы начали с одного проекта, заработали за 3 дня 20 долларов. И поняли, что точно хотим этим заниматься.

А через 5 лет мы вели в Санкт-Петербурге 80% всех ключевых мероприятий. И 99% сложных, уникальных мероприятий, от которых отказывались другие. Перед нами никто в этой стране не подходил к их разработке и проведению с научным расчетом (до сих пор нам подобное не встречалось). И таких мероприятий мы провели несколько сотен.

Пример. ЧМ по футболу. В центре города, по требованию ФИФА, надо было организовать фанзону. Правительство и силовики категорически отказываются. Город обязан был выполнить требования ФИФА. И это должно было быть в историческом центре. И этот проект достался мне. Мы это сделали. Это колоссальный по сложности уникальный проект, потому что мы были первопроходцами.

Пример. ЧМ по футболу. В центре города, по требованию ФИФА, надо было организовать фанзону. Правительство и силовики категорически отказываются. Город обязан был выполнить требования ФИФА. И это должно было быть в историческом центре. И этот проект достался мне. Мы это сделали. Это колоссальный по сложности уникальный проект, потому что мы были первопроходцами.

Обеспечение безопасности на массовых мероприятиях — это крайне важная, зачастую даже жизненно важная функция. Нас никто особо не видит. Но именно наша работа позволяет не допустить самые серьёзные последствия.